МБОУ Средняя школа № 6
Красноярский край, г. Норильск
  • Формирование функциональной грамотности

    Что такое функциональная грамотность и зачем она нужна?

    Международные исследования (PISA) оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Не учитывать результаты PISA отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом.

    Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность. Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования.

    Термин «грамотность», введенный в 1957 году ЮНЕСКО, первоначально определялся как совокупность умений, включающих чтение и письмо, которые применяются в социальном контексте. Грамотность – это определенный уровень владения навыками чтения и письма, способность иметь дело с печатным словом.

    Социологический словарь определяет функциональную грамотность как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, т.е. способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию к купленному компьютеру и т.д.). Это тот уровень грамотности, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении.

    Выделены отличительные черты функциональной грамотности:

    1. направленность на решение бытовых проблем;
    2. является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;
    3. связь с решением стандартных, стереотипных задач;
    4. это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма;
    5. используется в качестве оценки прежде всего взрослого населения.

    Таким образом, функциональная грамотность – это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту. 

    Происходящие в мире глобальные изменения требуют и глобальных компетенций. Функциональная грамотность включает в себя:

    • Математическую
    • Финансовую
    • Естественнонаучную
    • Глобальные компетенции
    • Читательскую 
    • Критическое мышление
    • Функциональное чтение

    Чтение, целью которого является нахождение информации для решения конкретной задачи. Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками: Поиск информации Понимание прочитанного — здесь мы говорим о смысловом чтении Работа с полученной информацией (оценка, интерпретация) — здесь мы говорим о критическом мышлении. Применение информации для решения своих задач. Все эти умения формируются с раннего детства, их уровень зависит от дошкольного развития, влияния родителей и учителей, школьной программы и самого человека.

    Глобальные компетенции Для того чтобы уметь формировать глобальные компетенции в школе, необходимо ответить на вопросы: Насколько выпускники школы готовы жить и работать в обществе, в котором проявляется межкультурное и иные (социальное, гендерное) разнообразие в условиях глобализации? Как ученики воспринимают новости глобального характера, понимают и критически анализируют глобальные проблемы и проблемы взаимодействия культур? Какие подходы к обучению в области разнообразия и взаимодействия культуры и глобализации уже используются в школе? Какие могут быть использованы? Какие подходы используются для организации совместной работы школьников – представителей разных культур? Основные ценности подобной глобализации — человеческое достоинство и культурное разнообразие.

    Креативное мышление Креативное и инновационное мышление — это вид мышления, которое ведет к инсайтам, новым подходам, свежим взглядам, это новый путь понимания и видения вещей. Продукты креативного мышления включают наблюдаемые вещи, такие как музыка, поэзия, танец, драматическая литература и технические инновации.

    Ресурсная карта г. Норильска

    Вебинары по формированию функциональной грамотности

    КК ИПК возобновляет публикацию плана мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся на сайте КК ИПК в разделе «Функциональная грамотность/Анонсы» (приложение). 

    Академия Минпросвещения РФ разработала пособия по формированию читательской, математической и естественнонаучной грамотности. Пособия размещены на сайте КК ИПК в разделе «Ресурсы».

    Полезная информация

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie